Проповедь в стиле коучинг

Как проповедовать так, чтобы в жизни людей происходили изменения

Скучная проповедь. Большинство людей в церкви стараются терпеливо слушать проповедника, некоторые украдкой смотрят в экраны телефонов, а кое-кто даже дремлет. Некоторое оживление происходит после фразы «и в заключение», в глазах людей появляется надежда, что скоро можно будет пойти домой. И даже если кто-то остался доволен этим служением, не факт, что он вспомнит хотя бы две-три мысли из данной проповеди через две недели. Да что там две недели – через два дня…

Подобная ситуация – это серьезное испытание для людей во многих церквях и большой вызов для любого проповедующего. Как проповедник со стажем 26 лет я хорошо осознал, что крайне важно не только ЧТО необходимо донести до сердец слушающих, но и КАК это будет сделано. Это значит, что самую важную и значимую информацию можно донести сухо и безжизненно, а очень простые и избитые истины передать так живо и ярко, что они запомнятся на всю жизнь. Вопрос упаковки сегодня не менее важен, чем вопрос содержания.

Мы живем в обществе, которое стремительно меняется и еще при жизни одного поколения люди переживают несколько волн технологических, экономических, культурных и социальных изменений. В то же время церковная проповедь – это та методика, которая претерпела меньше всего изменений за последние тысячелетия. Да, сегодня появилась уникальная возможность слушать многих проповедников онлайн. Да, некоторые из проповедников стали использовать аудиовизуальные технологии для того, чтобы ярче проиллюстрировать свои идеи. Тем не менее эта область церковного служения нуждается в значительном апгрейде. В этой статье я хочу поделиться некоторыми практическими приемами для этого, которые позволят проповедовать «в стиле коучинг».

У проповеди и у коучинга одна стратегическая цель – приводить людей к большей осознанности, изменять мышление, и, в следствие этого, всю жизнь. Но делают они это по-разному.

Задача проповеди – донесение в одностороннем порядке определенных идей до сердец слушателей, научить, осведомить и призвать к действию.

Задача коучинга – вызвать максимум смыслов, информации и понимания из сердца человека, и сделать это недирективно, путем задавания важных вопросов, ничему при этом не обучая и ни к чему не призывая. Это дает человеку возможность разобраться в себе и взять бОльшую ответственность за свою жизнь. И за несколько десятилетий своего существования коучинг доказал свою эффективность в этом.

Почему бы не объединить эти два инструмента в один процесс, который поможет пасторам и проповедникам выполнять свое призвание с большими плодами? Я полагаю, что это может вывести служение многих проповедников на другой уровень эффективности и влияния их служения.

Предлагаю вам семь коучинговых принципов, которые помогут любую проповедь сделать не только яркой и запоминающейся, но и трансформирующей сердца и жизни слушателей.

  1. Осознание мотивации самого проповедника.

Полагаю, что любой проповедник согласится, что успех проповеди во многом определяется подготовкой к ней, как духовной: молитва, поиск и вопрошание Бога; так и технической: составление конспекта, структура, основные мысли и метафоры.

И здесь большое значение имеет осознанность самого проповедника. Необходимо задавать важные вопросы самому себе и делать это молитвенно, пред Господом:

— Что движет мною в проповеди?

— Ради чего я это делаю?

— Почему это важно для меня?

Зачем это нужно и что это даст, спросите вы? Подобные вопросы способны изменить сердце самого проповедника, помочь ему самому возрастать духовно, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться без плода в духовном росте.

И я сам готов исповедаться перед вами, что я часто ловил себя на мысли, что усиленно готовлюсь к проповеди с мотивом сказать «крутую проповедь», удивить слушающих, или, по крайне мере, «не упасть в грязь лицом» как проповедник.

Переключение фокуса внимания с поверхностных мотивов на глубинные смыслы придаст проповеди больше огня и другую глубину.

  1. Мышление в рамке результата.

В коучинговой сессии мы всегда «идем с конца», от понимания того результата, который хотим иметь в итоге. Наша задача – не только актуализировать проблемы, но в большей мере искать пути решения. Этот подход также важен и для проповеди.

Если мы хотим сделать проповедь максимально практичной и применимой, вот важные вопросы, над которыми необходимо задуматься любому проповеднику:

— Какого результата я ожидаю от моей проповеди?

— Какого результата от меня и от людей ожидает Господь?

— Какие изменения должны произойти в жизни людей, которые слушают мою проповедь?

— Как я пойму, что результат достигнут?

Это не простые вопросы, и, возможно, не на каждый из них есть готовый и скорый ответ. Но если осмелиться задавать их себе и Богу, то это не просто усилит проповедь, но сделает ее трансформационной и для самого проповедника, и для слушающих его.

Понимать какие результаты можно ожидать от проповеди поможет Пирамида ученичества. Я создал ее много лет назад, когда разрабатывал различные программы по наставничеству. Согласно ей, можно определить четыре ключевых сферы в рамке результата:

1) Что слушатели должны знать по окончанию проповеди?

2) Что слушатели должны начать делать/ продолжать делать/ перестать делать?

3) Какие убеждения должны быть сформированы или подкреплены, а какие разоблачены и ослаблены?

4) Какие плоды в характере будут сформированы в итоге этой проповеди?

Или вот такой вариант проблематизации результата, три ключевых вопроса для проповедника:

Что слушатели унесут в голове? Это значит – какие знания, откровения и смыслы должны остаться в мышлении людей после этой проповеди?

Что слушатели унесут в сердце? Это значит – во что они поверят, вдохновятся и зажгутся в результате этой проповеди?

Что слушатели унесут в руках? Это значит – какие практические инструменты, планы действий и конкретные решения помогут им воплощать усвоенные идеи в жизнь?

Размышление над этими вопросами и поиск возможных решений поможет проповеднику найти необходимые средства донесения своих мыслей, чтобы обеспечить наилучший результат.

  1. Больше вопросов в самой проповеди.

Если в задачу проповедника входит не только дать библейские и богословские концепции, но и пробуждать большую осознанности в сердцах людей, то крайне важно давать не просто готовые ответы, но задавать больше вопросов, и не обычных риторических, а открытых и сильных.

Открытые и сильные вопросы – это коучинговые термины, где «открытые вопросы» — это вопросы подразумевающие не однозначный ответ на «да» или «нет», а более глубокий и развернутый. А «сильный вопрос» – это тот вопрос, который производит максимальную работу в сердце человека.

Например, вопрос «Вы любите Бога?», хоть и заставляет людей задуматься, все же является закрытым, так как предполагает однозначный ответ (скорее всего – «да!»))) Но если спросить: «Как вы выражаете свою любовь к Богу?», то это уже открытый вопрос, на который не ответишь однозначно, и достаточно сильный, потому что человеку нужно крепко задуматься и осознать многое в своей жизни. Подобный вопрос может спровоцировать процесс изменений в жизни человека, выходящий далеко за рамки одной проповеди.

Чем больше в проповеди открытых и сильных вопросов – тем более трансформационным эффектом она обладает. И не так важно, если у человека не будет сразу, что ответить, он уйдет с этим вопросом в сердце, и ответ может догнать человека намного позднее.

  1. Больше визуализации.

В понятии большинства людей проповедь – это устное послание, визуальный канал при этом задействуется минимально. Хорошо, если есть библейские тексты, выводимые на экран, или люди могут следить за мыслью по библейским текстам. Но чтобы в полноте задействовать визуальный канал этого мало. Чаще всего слушатели вынуждены наблюдать «говорящую голову» за кафедрой и это совсем не помогает им лучше запоминать и понимать услышанное слово.

В человеческом мозге различные отделы отвечают за обработку аудиальной, визуальной и кинестетической (поступающей от других сенсорных каналов – осязание, обоняние, работа мышц) информации. Человек слушает – работают одни нейронные сети, человек слушает и видит – подключаются другие; человек слушает, видит и участвует – подключаются еще больше нейронных сетей головного мозга, обеспечивая тем самым более полное проживание и усвоение материала.

И надо сказать, что визуалов в обществе большинство, около 80%, и визуальный канал считается самым сильным в восприятии и обработке информации головным мозгом.

Как задействовать визуальный канал в большей мере:

1) Старайтесь использовать язык метафор, притч и сторителлинга (рассказывание историй). В прошлом именно этот прием помогал искусным рассказчикам «включать» визуализацию слушающих, и люди сами рисовали картинки в своем воображении.

2) Создавайте красочные презентации. Современные технологии позволяют создавать презентации и иллюстрировать любую мысль графически. Визуальное мышление сегодня является передовой обучающей технологией, в которой главный принцип звучит так: «что я не могу изобразить, тому я не могу научить».

Для современных проповедников этот навык является большой зоной роста, которому необходимо обучаться целенаправленно, но овладение им значительно расширит возможности донесения информации.

  1. Практические задания.

Задача любого проповедника – не только передать откровение, но и помочь ему воплотиться в жизнь человека. Порой призыва к действию недостаточно, сложности возникают именно с прикладной частью этого призыва.

Как решить эту задачу?

1) Организовывать группы обсуждения (3-4 человека) непосредственно в церкви в конце проповеди. Понимаю, что для многих это звучит вызывающе, так как вносит изменения в привычный ход богослужения, но этот прием может дать совсем другой уровень усвоения и проживания материала. Времени на это много не нужно, максимум 10 минут, но это позволит в большей мере включить, вовлечь людей в процесс и в тему проповеди.

2) Давать конкретные и простые практические задания, которые человек сможет выполнить после проповеди, применив их к своей жизни. Важно, чтобы эти задания были простыми и легко выполнимыми для большинства людей в церкви, иначе это вызовет большое напряжение и сопротивление. И если даже человек не будет делать ничего из предложенных вами заданий – то это его личный выбор, и он несет ответственность за него перед Богом. Как проповедник вы сделали все, чтобы помочь человеку возрастать.

3) Дать возможность людям поделиться своим личным опытом по данной сфере в рамках собраний домашних групп. Это поможет еще раз зафиксировать услышанные истины и прожить на более глубоком уровне.

Практическая часть в проповеди очень важна, иначе мы воспитываем не делателей, а слушателей, и при том невнимательных. Будем помнить, что истина, не пропущенная через мышцы, остается просто хорошей идеей.

  1. Рефлексия и обратная связь.

Чтобы процесс роста и развития был не абстрактным и непонятным, а конкретным и измеримым, и у проповедующих и у слушающих необходимо развивать навык рефлексии: обращения назад и осмысления пройденного пути. Это помогает мыслить не только в категориях процесса, но и в категориях результата. Многие стараются фокусироваться на правильности процесса (правильно молиться, правильно проповедовать), упуская осмысление результата. Здесь может быть ловушка: что толку от всей «правильности», если результата нет? А если есть, то в чем он выражается?

Как развивать навык рефлексии?

1) Проповедующим после окончания проповеди возвращаться к тем вопросам, которые были поставлены перед ее началом:

— Достигнут ли ожидаемый результат проповеди?

— Что унесли с собой слушатели в голове, сердце и в руках?

2) Для слушающих проповедь крайне важно вернуться к этой теме и детально обсудить ее. Если это невозможно сделать сразу на богослужении, как говорилось выше, самое лучшее место для этого – домашняя группа.

Несколько лет назад в своей первой церкви я делал следующее: готовил ряд вопросов для общения в домашней группе по итогам каждой проповеди и выдавал эти листы всем лидерам домашних групп. Это помогало им вернуться к теме проповеди на домашней встрече и дать возможность людям прокомментировать, задать вопросы и поделиться своим личным опытом на данную тему.

Конечно, это дополнительная нагрузка на проповедника, но, если вы хотите, чтобы люди помнили о вашей проповеди более чем пару дней после неё, и она оказала максимальное воздействие на жизнь людей, то затраченные усилия стоят того.

3) Проповеднику получать обратную связь от слушателей по содержанию предыдущей проповеди. Это можно делать по-разному: индивидуально или от всего собрания в целом.

Я раньше очень часто применял такой прием: начинал новую проповедь, с краткого содержания предыдущей. Сегодня популярны сериалы, в которых каждая последующая серия начинается с краткого обзора предыдущей, вот и возможность давать людям «сериалы» из проповедей. Причем описание содержания «предыдущей серии» лучше не давать проповеднику самому, а просить, чтобы это сделали люди из собрания.

Этот приём помогает слушателям видеть ключевую смысловую линию во всех проповедях пастора и удерживать общую картину.

  1. Необходимость обучения специальным навыкам.

Курс гомилетики преподается во всех духовных учебных заведениях. Но скажу возможно крамольную для кого-то мысль – в современном мире этого недостаточно!

Современная андрагогика (наука об обучении взрослых) ушла далеко вперед в создании новых форматов обучения, более адаптированных для людей, имеющих собственный богатый жизненный опыт. И этот жизненный опыт – огромный ресурс, который можно также задействовать в обучении людей в церквях.

В творческой лаборатории Международной Академии Христианского Коучинга, помимо сертификационных программ профессионального обучения, мы создаем краткосрочные обучающие программы для повышения квалификации служителей и проповедников, например, тренинговые программы «Лидерство в стиле коучинг», «Фасилитирующее лидерство» и «Коучинг на домашних группах», которые помогают расширить инструментарий любого служителя для более качественного служения.

Приглашаем всех желающих — присоединяйтесь!

В заключение: эффективное обучение.

Американский профессор Эдгар Дейл еще в 70-е годы прошлого века экспериментировал с различными формами обучения и то, как это влияет на усвоение материала. Он анализировал ту информацию, которая оставалась в памяти учеников спустя две недели после урока и выяснил, что самое худшие результаты были после обычных лекций, когда материал просто начитывался. Если же применялись визуальные техники, практическая демонстрация и групповое обсуждение, то это в разы повышало усвоение материала. Исследования Эдгара Дейла до сих пор актуальны в виде Пирамиды обучения, которая наглядно демонстрирует какие способы обучения более всего эффективны.

Подумайте, какие форматы обучения охватывает ваша проповедь?

Применение вышеприведенных рекомендаций, а именно:

— мышление в рамке результата;

— открытые и сильные вопросы;

— обсуждение в группах;

— визуализация ключевых идей проповеди;

— практические задания на дом;

— рефлексия проповеди на домашних группах;

— обратная связь проповеднику;

способно сделать любую проповедь захватывающей и надолго оставшейся в памяти и жизни благодарных слушателей.

Предвижу вопрос от некоторых читателей: «Зачем это все нужно, если у нас есть Дух Святой? Если Господь не помажет слово, то всё тщетно».

Согласен, без помазания Духа Святого проповедь не будет работать и все вышеперечисленные приёмы призваны не заменить помазание, а усилить его, помогая людям более осознанно принимать истину в своё сердце.

Подумайте сами:

Разве Дух Святой не учит нас рассудительности и благоразумию?

Разве Дух Святой не призывает нас через апостола вникать в себя и в учение более основательно?

Разве Дух Святой не ведет нас к большей осознанности, чтобы мы не удовлетворялись различными религиозными клише и имели личные откровения по всем важнейшим духовным истинам?

Верю, что принципы и инструменты, о которых вы прочитали в этой статье, помогут вам преуспеть в этом!

Будьте благословенны в вашем труде, который доверил вам Небесный Отец!

 

Олег Корюков, магистр богословия, профессиональный коуч

24 марта 2019 г.

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.