Меню
Махк
ИДИТЕ И НАУЧИТЕ
Коучинговое осмысление Великого Поручения

«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». От Матфея 28:18-20

В этой статье я предлагаю вам подумать о Великом Поручении Иисуса Христа с помощью коучингового подхода.
Как, очень надеюсь, известно уже многим, коучинговый подход к решению любой задачи заключается в том, что ставится пул актуальных вопросов, которые помогают рассмотреть задачу с разных сторон, выделить в ней основные блоки и также разложить их на составляющие. И определить рамку результата с конкретными параметрами.
Является ли Великое Поручение задачей, с которой можно работать таким образом? Безусловно, Великое Поручение Христа является Великой Задачей, которая ещё ожидает своего выполнения. Надеюсь, что эти мысли помогут кому-нибудь умножить свой клад в выполнение этой заповеди.

Важные вопросы

Когда вы читаете Великое Поручение, какие вопросы у вас возникают? Вам сразу понятно, что нужно делать или какие-то детали нуждаются в прояснении?
Когда я внимательно читаю Великое Поручение, у меня сразу появляются несколько вопросов, в которых хочется разобраться:

1. Кого учить?
2. Чему учить?
3. Как учить?
4. Какими надо быть нам для этого?
5. Как мы поймём, что достигли результата?

Мы не можем сразу броситься на выполнение Великого Поручения, не ответив на эти вопросы. Точнее, можем, но это будет неэффективно. Полагаю, что многие ошибки в миссии были сделаны при недостаточном внимании к этим вопросам.
Я предлагаю вам начать размышления на эти темы, и сделать это не только в рамках этой статьи, но продолжить работать с этими вопросами дальше, пока не будет полной ясности в ответах.
Давайте попробуем?

1. КОГО УЧИТЬ?

Вроде бы ответ на этот вопрос лежит в самом Великом Поручении: все народы! Но не все так просто, как это выглядит на первый взгляд.
На Земле 7,5 млрд человек минус около 2 млрд христиан разных конфессий (очень будем верить, что так и есть, как говорит статистика). Остаётся 5,5 млрд. и мы не можем просто пойти и научить всех их сразу.
Понимаете, о чем я?
Необходима стратегия, первый вопрос которой:

- С кого будем начинать?

Прежде, чем мы достигнем миллиарды, необходимо научить хотя бы одного. Тогда назревает следующий вопрос:

- Кого хотим достигнуть?

Конечно всех! Это стандартный ответ любого ревностного христианина. Но так не бывает на практике, у Бога всегда есть конкретный объект, куда Он нас посылает. Вопрос, который здесь по-настоящему актуален:

- К кому мы призваны идти?

Исполнение Великого Поручения – это общая для всех нас заповедь, в которую необходимо встроить наше личное призвание. Пётр был призван к обрезанным, а Павел - к язычникам, да и сам Иисус пришёл только к погибшим отцам Израиля (От Матфея 15:24). Кто-то призван работать с химически зависимыми людьми, кто-то с предпринимателями, а кто-то - с туземцами на далёких островах.
Речь идёт о том, к какой категории людей Господь позвал лично нас. Поэтому следующий вопрос таков:

- Какова наша целевая аудитория?

Если вы ещё не задавали Господу этот вопрос, то сделайте это прямо сейчас:

- Господь, к кому Ты призываешь меня идти? Какова моя целевая аудитория?

Если у вас ещё нет ответа на этот вопрос, необходимо продолжать его задавать, пока не придёт ясность, к кому призваны именно вы. Понимание этого факта даст вам возможность сфокусировать ваши усилия в верном направлении и получить лучший результат.

2) ЧЕМУ УЧИТЬ?

На этот вопрос тоже есть ответ в самих словах Иисуса Христа о Великом Поручении: «всему, что Я повелел вам». То есть наша задача о передаче откровения включает в себя все, чему учил Иисус и что Он оставил нам. Но это наследие неисследимо, не случайно апостол Иоанн заметил, что если писать о делах и словах Иисуса подробно, то миру не вместить написанных книг.
Тогда, при такой величине задачи, необходима определённая приоритезация. Есть то, что первично и то, что вторично. Тогда актуальный вопрос звучит так:

- С чего необходимо начинать?

- Что самое приоритетное в проповеди Евангелия?

Следующий важный вопрос:

- Какое Евангелие мы проповедуем?

Я неоднократно наблюдал, как некоторые ревностные христиане проповедуют доктрины своей церкви, вместо подлинного Евангелия. И вообще, какое понимание Евангелия мы имеем?

- Что для нас Евангелие?

- Как мы различаем подлинное и поддельное Евангелие?

То, что существует иное благовестие, апостол Павел недвусмысленно сказал в посланиях Галатам 1:6 и 2-м Коринфянам 11:4. Чтобы разобраться в этом, необходимо ответить на следующие вопросы:

- Насколько вы знаете подлинное Евангелие?

- Насколько вы осознаете разницу между Евангелием Иисуса Христа и вероучением вашей Церкви?

- Какие критерии подлинного Евангелия вы знаете?

- По каким признакам вы отличаете его от подделок?

Если вы понимаете ответы на эти вопросы, мы можем идти дальше. Если не понимаете – необходимо разобраться. Как? Читайте Новый Завет и задавайте эти вопросы Господу. Ответы на них – это ключи к выполнению Великого Поручения.

3) КАК УЧИТЬ?

Это следующий по важности вопрос в подходе к Великому Поручению.
В наше время вопрос КАК? не менее важен, чем вопрос ЧТО? У вас может быть самая прекрасная идея, но если вы не можете её донести до сознания современного человека, то у вас словно и нет этой прекрасной идеи вообще. Результат будет нулевой.
Вопрос КАК УЧИТЬ? раскладывается на несколько составляющих:

- Насколько наше послание понятно людям?

- Понимают ли они язык, на котором мы обращаемся к ним?

- На каком языке мы говорим?

Проповедь на церковно-славянском или любых других мёртвых языках вряд ли будет понятна современным людям.
При этом большинство евангельских верующих сегодня говорят на таком "евангельско-библейском" наречии, что понять их без специального словаря практически невозможно. Если вы не можете рассказать об искупительной работе Иисуса Христа без использования специфической терминологии – это сильно помешает вам в достижении неспасенных.
И вообще, кто чей язык должен учить? Мы их или они наш? А кому это больше всего надо в конце концов? Нам дано Великое Поручение или им?
Напоминает анекдот времен 90-х, когда один русский возмущённо говорит другому русскому: «Мы уже столько лет живём на Брайтон-бич и американцы до сих пор не выучили русского языка!»
Поэтому, я считаю крайне важным умение донести суть Евангелия на том языке, который максимально понятен вашей целевой аудитории.
Именно поэтому лучшие евангелисты – это те люди, которые уверовали недавно, так как их язык ещё не стал таким религиозным.
И вот, наконец, кульминация этой темы, вопрос:

- Как сделать так, чтобы нас слушали?

- Как донести Евангелие таким образом, чтобы это было интересно, и отвечало на насущные нужды нашей целевой аудитории?

И речь здесь не только о языке нашего повествования, но и о стиле, о формате донесения информации.

- Какие навыки обучения нужно иметь?

Чтобы Великое Поручение было исполнено, нам необходимо быть лидерами в обучении, ведь наша задача - научить. А что на практике?
Современные образовательные технологии ушли далеко вперёд от всего, что мы практикуем в церкви. Какой опыт участия имеет среднестатистический христианин в тренингах, воркшопах, мастермайндах и других форматах современного обучения?
Церковь явно не голова, а хвост в образовательных технологиях. И не нужно говорить: «У нас есть Дух Святой, Он нам поможет!» Дух Святой помазывает те знания и умения, которые у нас есть и не помазывает то, чего нет. Так что упование на помазание Святого Духа не отменяет необходимости учиться самим прежде, чем сможем научить других.

4) КАКИМИ НАДО БЫТЬ НАМ?

Как-то во время моей проповеди на тему Великого Поручения одна сестра воскликнула: «Так ведь не хотят слушать!»
И это вызов многих верующих, которые стараются проповедовать Евангелие, но безрезультатно.
Но позвольте уточнить: если вас не хотят слушать - чья это проблема?
Если мы думаем, что достаточно просто процитировать людям Евангелие и дело сделано, то мы ошибаемся. Сегодня большинство людей очень критично воспринимают того, кто хочет говорить в их жизнь. И если они ощущают, что им пытаются впарить очередной товар, даже если этот «товар» - Евангелие Иисуса Христа, их сердца закрываются.
Один мудрый человек сказал: человек любит учиться, но не любит, чтобы его учили. И люди сами выбирают у кого они хотят учиться, а у кого нет.
И здесь неизбежен переход на личности.

- Какой характер нужно иметь, чтобы нас услышали?

Многие люди, с которыми мы общались, говорили нам, что у них есть «прививка от религии» - какой-то негативный опыт взаимодействия с верующими людьми. И если мы не сможем явить другую модель отношения и поведения, их сердца так и останутся закрытыми.

- Какой образ жизни нужно вести?

- Что нужно делать, чтобы исполнить Великое Поручение?

- Идти в общество или сидеть в церкви?

Если вы хотите поймать рыбу, то вы не ждёте её у себя дома, а идёте туда, где она обитает, это очевидно.

5) КАКАЯ РАМКА РЕЗУЛЬТАТА?

Цель Великого Поручения – делание учеников.
Тогда давайте разберёмся, со следующими вопросами:

- Ученик – это кто?

- О чем или о ком идёт речь?

- Что отличает ученика от "простого" верующего?

- Как мы узнаем, что достигли результата и ученик готов?

- Какими знаниями/ навыками/ компетенция и обладает ученик?

Чем яснее будет для нас рамка результата, тем точнее будут наши действия и тем больше это скажется на результате.
Успешное выполнение Великого Поручения является вызовом для каждого верующего. И чем больше мы будем задавать вопросов самим себе и Богу, тем больше у нас шансов преуспеть в этом.

- А вы как считаете?

Олег Корюков, пастор, профессиональный коуч.